
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»
Цель курса обучения состоит в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя и социокультурную, и лингвистическую, и учебную, и компенсаторную компетенции, которая обеспечивает овладение иностранным языком как средством общения в устных и письменных формах и способствует общему образованию и развитию студентов на основе приобщения их к культуре и духовным ценностям страны изучаемого языка.
Задачи изучения данного курса:
Практическое овладение различными видами речевой деятельности в заданных рамками учебной программы и тематики условиях общения: устная монологическая и диалогическая речь в ситуациях повседневного общения; адекватное восприятие иноязычной речи в определенных ситуациях; чтение художественной, научно-популярной, страноведческой литературы на немецком языке; письменная реализация коммуникативных намерений.
Перечень основных умений и навыков, приобретаемых учащимися после изучения данного курса:
Устная речь
1) выражать важнейшие коммуникативные намерения в наиболее стандартных ситуациях повседневного общения с носителем языка, то есть уметь осуществлять соответствующие речевые действия в ходе диалогического общения и тем самым решать наиболее распространенные коммуникативные задачи (запрос и сообщение информации, выражение мнения, просьбы, совета и т.д.) и, в соответствии с конкретной ситуацией, вербально реагировать на аналогичные речевые действия партнера по общению;
2) продуцировать связные, но несложные в языковом плане высказывания в рамках знакомых тем или в связи с ними, которые отвечали бы наиболее распространенным коммуникативным типам речи: сообщение, рассказ, описание, рассуждение.
Тематика для устной речи в рамках данного этапа обучения:
Приветствие. Прощание. Обращение. Знакомство. Представление. Страны и народы. Адрес. Телефон. Интересы.
Дни недели. Дата. Погода. Времена года.
Семья. Родословная. Увлечения. Счастливая семья. Разделение обязанностей по дому.
Работа. Учеба. Свободное время. Хобби.
Мой друг/подруга. Черты характера. Отношения. Настоящий друг. Письмо другу. Поход в гости. Поздравительная открытка.
Жилище. Виды домов. Обстановка в квартире. Дом моей мечты.
Мой город. Ориентация по городу.
Аудирование
Развитие умений понимать речь носителей языка на слух. Прослушивание небольших текстов и диалогов, построенных на языковом материале, предусмотренном программой данного уровня. Аудирование усложняется от замедленного темпа до нормального. Длительность звучания текстов до 3 минут.
Чтение
1) читать несложные аутентичные функциональные тексты, понимая их основное содержание (ознакомительное чтение) или выборочно (поисковое чтение); при необходимости умение добиться полного понимания текста (изучающее чтение), используя для этого все возможные приемы распознавания и устранения помех;
2) читать несложные аутентичные тексты других жанров и видов с использованием словаря; публицистические, научно-популярные, литературные тексты и умение понять их основное содержание.
Письменная речь
1)правильно писать на немецком языке слова и словосочетания, входящих в активный минимум;
2) вести письменный обмен информацией: написать личное письмо, поздравительную открытку, правильно оформляя их в соответствии с речевым этикетом;
3) написать записку;
4) делать выписки нужной информации из текста.
Формирование языковых навыков
Фонетика
Особенности языкового строя немецкого языка. Система гласных звуков немецкого языка. Особенности немецких гласных звуков. Графическое обозначение долготы и краткости гласных звуков. Артикуляция гласных. Дифтонги. Система согласных звуков немецкого языка. Особенности немецких согласных звуков. Артикуляционные особенности немецких согласных в сравнении с русскими. Придыхание. Ассимиляция.
Особенности немецкого словесного ударения особенности интонационного оформления речи в немецком языке. Интонация. Основные отличия немецкой интонации от русской.
Орфография
Алфавит. Правописание букв немецкого алфавита. особенности написания слов (с большой и с маленькой буквы). Раздельные и слитные написания сложных слов. Пунктуация.
Лексика
Развитие лексических навыков: объем лексического минимума 100 лексических единиц. Развитие рецептивных и продуктивных навыков словообразования. Суффиксы существительных, прилагательных, местоимений и наречий. Отделяемые и неотделяемые приставки.
Грамматика
- Глагол. Глагол. Три основные формы глагола. Спряжение слабых, сильных, неправильных, модальных глаголов, глаголов с (не)отделяемыми приставками, возвратных
глаголов в настоящем времени (Präsens) и в прошедшем (Pefekt). Образование причастия
второго. Infinitiv с zu и без zu;
Артикль. Функция определенного и неопределенного артиклей;
- Склонение существительных.
- Местоимение. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Отрицательные местоимения. Вопросительные местоимения. Склонение всех видов местоимений;
- Числительное. Количественные числительные от 1 до 12, от 13 до 19, от 21 до 99, от 100 до 1000. Порядковые числительные,
- Предлог. Предлоги, требующие винительного и дательного падежей.
- Предложение. Порядок слов в простом, повествовательном и вопросительном предложениях. Отрицание в предложении.
- Глагол. Образование и спряжение глаголов в будущем времени. Управление глаголов. Образование форм повелительного наклонения;
- Артикль. Употребление определенного и неопределенного артиклей;
- Существительное. Слабый и смешанный тип склонения.
- Прилагательное. Образование степеней сравнения прилагательного;
- Местоимение. Неопределенно-личное местоимение man. Многозначность неопределенного местоимения es. Образование местоименных наречий. Склонение указательных местоимений.
- Сложносочиненное предложение. Союзы в сложносочиненном предложении.
Основные требования к уровню учащихся, прослушавших данный курс
В результате изучения немецкого языка на данном этапе учащийся должен:
- знать/понимать: основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; признаки изученных грамматических явлений (форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных, прилагательных и наречий, местоимений, числительных, счетных слов, предлогов, послелогов); основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- уметь: начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, выделять для себя значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); писать поздравления, личные письма расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные.
____________________________________________________________________________
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ».
Цель обучениясостоит в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя и социокультурную, и лингвистическую, и учебную, и компенсаторную компетенции, которая обеспечивает овладение иностранным языком как средством общения в устных и письменных формах и способствует общему образованию и развитию учащихся на основе приобщения их к культуре и духовным ценностям страны изучаемого языка.
Задачи изучения курса:практическое овладение различными видами речевой деятельности в заданных рамками учебной программы и тематики условиях общения: устная монологическая и диалогическая речь в ситуациях повседневного общения; адекватное восприятие иноязычной речи в определенных ситуациях; чтение художественной, научно-популярной, страноведческой литературы на немецком языке; письменная реализация коммуникативных намерений.
Перечень основных учений и навыков, приобретаемые учащимися при изучении дисциплины:
Устная речь
Говорение:
1) диалогическая речь. Учащийся должен уметь вести беседу на иностранном языке в пределах речевой тематики второго года обучения, опираясь на знания полученные в течение первого года обучения, реагировать адекватно данной ситуации в пределах речевой тематики курса, уметь выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, одобрения, подтверждения, отрицания, сомнения, удивления и т.д.).
Учащийся должен уметь производить осознанные операции при помощи внешних опор (речевые образцы, фразы-клише, типичные усеченные конструкции и т.д.) и на следующем
этапе те же операции без внешних опор.
2) Монологическая речь. Учащийся должен уметь правильно в языковом отношении логически последовательно, достаточно полно и коммуникативно направленно высказываться
на иностранном языке в пределах речевой тематики второго года обучения при использовании материала первого года обучения излагать содержание прочитанного или прослушанного текста с полным охватом
содержания, излагать содержание с его оценкой и с элементами рассуждения.
Тематика для устной речи в рамках данного этапа обучения:
Еда. В кафе. В ресторане.
Мода. Внешность.
Здоровый образ жизни. Любительский и профессиональный спорт. Любимый вид спорта. Любимый спортсмен. У врача. Болезни и их симптомы. Диеты. Профилактика заболеваний.
Страна изучаемого языка. Географическое положение, климат. Политический строй. Социальная политика. Деньги.
Традиции и обычаи страны изучаемого языка. Основные праздники.
Города Германии. Достопримечательности. Путешествие поездом, самолетом, на велосипеде, машине, пароходе.
Аудирование.
Учащийся должен понимать на слух иностранную речь, произносимую в нормальном темпе, как при непосредственном общении, так и со слуха, опираясь на знание предусмотренных программой грамматических, лексических и словообразовательных явлений. Прослушивание однократное при непосредственном общении и двукратное – с магнитной ленты (аудиозаписи), если текст содержит не более 5% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться благодаря контекстуальной догадке. \
Чтение
Учащийся должен уметь читать на немецком языке художественные тексты опираясь на знание предусмотренных программой грамматических словообразовательных и лексических явлений, содержащие не более 5% незнакомой лексики; четко, выразительно, правильно в звуковом и интонационном отношении читать вслух текст, содержащий в основном усвоенный лексический и грамматический материал: читать про себя и понимать художественный текст, уметь при чтении охватывать общее содержание прочитанного, уметь при чтении выделить главную мысль; уметь членить текст на главное и второстепенное.
Письмо
Учащийся должен уметь писать диктанты, опираясь на знания правил графики и орфографии, пунктуации (объем до 100 печатных знаков), писать пересказы фабульных текстов.
Формирование языковых навыков
Фонетика
Немецкие гласные и согласные в потоке речи (повторение и систематизация). Словесное ударение в словообразовательных моделях, предусмотренных программой 2-го курса обучения. Произношение географических названий. Логическое ударение. Интонация сложноподчиненных предложений, интонация предложений, содержащих инфинитив с zu.
Грамматика.
- Глагол. Образование, употребление и спряжение глаголов в прошедшем времени (PräteritumundPlusquamperfekt);
- Артикль. Употребление нулевого артикля;
- Существительное. Образование множественного числа существительных;
- Прилагательное. Склонение прилагательного. Субстантивированные прилагательные;
- Причастие I. Функции. Образование.
- Глагол. Страдательный залог (StativPassiv).
- Конструкция sein+zu+Infinitiv.
- Инфинитивныеконструкции um zu, ohne zu, statt zu.
- Наречие. Основные виды наречий. Степени сравнения наречий.
- Сложноподчиненное предложение дополнения, условия, определения, цели, времени. Косвенный вопрос.
- Местоимение. Неопределенные местоимения jemand, jeder. Отрицательные местоимения niemand, keiner.
Основные требования к уровню учащихся, прослушавших данный курс
В результате изучения немецкого языка на данном этапе учащийся должен владеть орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах требования программы данного уровня и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации в форме устного и письменного общения.
К концу обучения на данном этапе учащийся должен:
- правильно использовать разнообразные акценты и интонации;
- владеть подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, а также диалогической речью в ситуациях профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала;
- уметь понимать на слух монологическую и диалогическую речь на языке оригинала, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;
- уметь четко, выразительно и интонационно верно читать тексты на языке оригинала, правильно расставляя ударения и акценты; владеть всеми видами чтения;
- владеть умениями письма в пределах изученного языкового материала.