ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

Цель курса обучения состоит в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя и социокультурную, и лингвистическую, и учебную, и компенсаторную компетенции, которая обеспечивает овладение иностранным языком как средством общения в устных и письменных формах и способствует общему образованию и развитию студентов на основе приобщения их к культуре и духовным ценностям страны изучаемого языка.

Задачи изучения данного курса:

Практическое овладение различными видами речевой деятельности в заданных рамками учебной программы и тематики условиях общения: устная монологическая и диалогическая речь в ситуациях повседневного общения; адекватное восприятие иноязычной речи в определенных ситуациях; чтение художественной, научно-популярной, страноведческой литературы на немецком языке; письменная реализация коммуникативных намерений.

Перечень основных умений и навыков, приобретаемых учащимися после изучения данного курса:

Устная речь

1) выражать важнейшие коммуникативные намерения в наиболее стандартных ситуациях повседневного общения с носителем языка, то есть уметь осуществлять соответствующие речевые действия в ходе диалогического общения и тем самым решать наиболее распространенные коммуникативные задачи (запрос и сообщение информации, выражение мнения, просьбы, совета и т.д.) и, в соответствии с конкретной ситуацией, вербально реагировать на аналогичные речевые действия партнера по общению;

2) продуцировать связные, но несложные в языковом плане высказывания в рамках знакомых тем или в связи с ними, которые отвечали бы наиболее распространенным коммуникативным типам речи: сообщение, рассказ, описание, рассуждение.

Тематика для устной речи в рамках данного этапа обучения:

Приветствие. Прощание. Обращение. Знакомство. Представление. Страны и народы. Адрес. Телефон. Интересы.

Дни недели. Дата. Погода. Времена года.

Семья. Родословная. Увлечения. Счастливая семья. Разделение обязанностей по дому.

Работа. Учеба. Свободное время. Хобби.

Мой друг/подруга. Черты характера. Отношения. Настоящий друг. Письмо другу. Поход в гости. Поздравительная открытка.

Жилище. Виды домов. Обстановка в квартире. Дом моей мечты.

Мой город. Ориентация по городу.

Аудирование

Развитие умений понимать речь носителей языка на слух. Прослушивание небольших текстов и диалогов, построенных на языковом материале, предусмотренном программой данного уровня. Аудирование усложняется от замедленного темпа до нормального. Длительность звучания текстов до 3 минут.

Чтение

1) читать несложные аутентичные функциональные тексты, понимая их основное содержание (ознакомительное чтение) или выборочно (поисковое чтение); при необходимости умение добиться полного понимания текста (изучающее чтение), используя для этого все возможные приемы распознавания и устранения помех;

2) читать несложные аутентичные тексты других жанров и видов с использованием словаря; публицистические, научно-популярные, литературные тексты и умение понять их основное содержание.

Письменная речь

1)правильно писать на немецком языке слова и словосочетания, входящих в активный минимум;

2) вести письменный обмен информацией: написать личное письмо, поздравительную открытку, правильно оформляя их в соответствии с речевым этикетом;

3) написать записку;

4) делать выписки нужной информации из текста.

Формирование языковых навыков

Фонетика

Особенности языкового строя немецкого языка. Система гласных звуков немецкого языка. Особенности немецких гласных звуков. Графическое обозначение долготы и краткости гласных звуков. Артикуляция гласных. Дифтонги. Система согласных звуков немецкого языка. Особенности немецких согласных звуков. Артикуляционные особенности немецких согласных в сравнении с русскими. Придыхание. Ассимиляция.

Особенности немецкого словесного ударения особенности интонационного оформления речи в немецком языке. Интонация. Основные отличия немецкой интонации от русской.

Орфография

 Алфавит. Правописание букв немецкого алфавита. особенности написания слов (с большой и с маленькой буквы). Раздельные и слитные написания сложных слов. Пунктуация.

Лексика

Развитие лексических навыков: объем лексического минимума 100 лексических единиц. Развитие рецептивных и продуктивных навыков словообразования. Суффиксы существительных, прилагательных, местоимений и наречий. Отделяемые и неотделяемые приставки.

Грамматика

- Глагол. Глагол. Три основные формы глагола. Спряжение слабых, сильных, неправильных, модальных глаголов, глаголов с (не)отделяемыми приставками, возвратных глаголов в настоящем времени (Präsens) и в прошедшем (Pefekt). Образование причастия второго. Infinitiv с zu и без zu;
 Артикль. Функция определенного и неопределенного артиклей;

- Склонение существительных.

- Местоимение. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Отрицательные местоимения. Вопросительные местоимения. Склонение всех видов местоимений;

- Числительное. Количественные числительные от 1 до 12, от 13 до 19, от 21 до 99, от 100 до 1000. Порядковые числительные,

- Предлог. Предлоги, требующие винительного и дательного падежей.
- Предложение. Порядок слов в простом, повествовательном и вопросительном предложениях. Отрицание в предложении.

- Глагол. Образование и спряжение глаголов в будущем времени. Управление глаголов. Образование форм повелительного наклонения;

- Артикль. Употребление определенного и неопределенного артиклей;

- Существительное. Слабый и смешанный тип склонения.

- Прилагательное. Образование степеней сравнения прилагательного;

- Местоимение. Неопределенно-личное местоимение man. Многозначность неопределенного местоимения es. Образование местоименных наречий. Склонение указательных местоимений.

- Сложносочиненное предложение. Союзы в сложносочиненном предложении.

Основные требования к уровню учащихся, прослушавших данный курс

В результате изучения немецкого языка на данном этапе учащийся должен:

- знать/понимать: основные  значения  изученных  лексических  единиц (слов, словосочетаний);  особенности  структуры  простых  и  сложных предложений  изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; признаки  изученных  грамматических  явлений (форм  глаголов, модальных  глаголов  и  их  эквивалентов,  существительных,  прилагательных  и  наречий,  местоимений,  числительных,  счетных  слов,  предлогов, послелогов); основные  нормы  речевого  этикета (реплики-клише,  наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

- уметь: начинать,  вести/поддерживать  и  заканчивать  беседу  в  стандартных ситуациях  общения,  соблюдая  нормы  речевого  этикета,  при  необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,  сообщать  краткие  сведения  о  своем  городе/селе,  о  своей  стране  и  стране изучаемого языка; делать  краткие  сообщения,  описывать  события/явления (в  рамках пройденных  тем),  передавать  основное  содержание,  основную  мысль  прочитанного или  услышанного,  выражать  свое  отношение  к  прочитанному/услышанному,  выделять для себя значимую информацию; понимать  основное  содержание  несложных  аутентичных  текстов, относящихся  к  разным  коммуникативным  типам  речи (сообщение/рассказ); читать  аутентичные  тексты  разных  жанров  преимущественно  с пониманием  основного  содержания (определять  тему,  выделять  основную  мысль, выделять  главные  факты,  опуская  второстепенные,  устанавливать  логическую последовательность основных фактов текста); писать  поздравления,  личные  письма расспрашивать  адресата  о  его  жизни  и  делах,  сообщать  то  же  о  себе,  выражать благодарность,  просьбу,  употребляя формулы  речевого  этикета,  принятые  в  странах изучаемого языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной  адаптации;  достижения  взаимопонимания  в  процессе  устного  и  письменного  общения  с  носителями  иностранного  языка,  установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; приобщения  к  ценностям  мировой  культуры  через  иноязычные источники  информации,  в  том  числе  мультимедийные. 

____________________________________________________________________________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ».

 Цель обучениясостоит в формировании коммуникативной компетенции, включающей в себя и социокультурную, и лингвистическую, и учебную, и компенсаторную компетенции, которая обеспечивает овладение иностранным языком как средством общения в устных и письменных формах и способствует общему образованию и развитию учащихся на основе приобщения их к культуре и духовным ценностям страны изучаемого языка.

Задачи изучения курса:практическое овладение различными видами речевой деятельности в заданных рамками учебной программы и тематики условиях общения: устная монологическая и диалогическая речь в ситуациях повседневного общения; адекватное восприятие иноязычной речи в определенных ситуациях; чтение художественной, научно-популярной, страноведческой литературы на немецком языке; письменная реализация коммуникативных намерений.

Перечень основных учений и навыков, приобретаемые учащимися при изучении дисциплины:

Устная речь

Говорение:

1) диалогическая речь. Учащийся должен уметь вести беседу на иностранном языке в пределах речевой тематики второго года обучения, опираясь на знания полученные в течение первого года обучения, реагировать адекватно данной ситуации в пределах речевой тематики курса, уметь выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, одобрения, подтверждения, отрицания, сомнения, удивления и т.д.).

Учащийся должен уметь производить осознанные операции при помощи внешних опор (речевые образцы, фразы-клише, типичные усеченные конструкции и т.д.) и на следующем этапе те же операции без внешних опор.
2) Монологическая речь. Учащийся должен уметь правильно в языковом отношении логически последовательно, достаточно полно и коммуникативно направленно высказываться на иностранном языке в пределах речевой тематики второго года обучения при использовании материала первого года обучения излагать содержание прочитанного или прослушанного текста с полным охватом содержания, излагать содержание с его оценкой и с элементами рассуждения.

Тематика для устной речи в рамках данного этапа обучения:

Еда. В кафе. В ресторане.

Мода. Внешность.

Здоровый образ жизни. Любительский и профессиональный спорт. Любимый вид спорта. Любимый спортсмен. У врача. Болезни и их симптомы. Диеты. Профилактика заболеваний.

Страна изучаемого языка. Географическое положение, климат. Политический строй. Социальная политика. Деньги.

Традиции и обычаи страны изучаемого языка. Основные праздники.

Города Германии. Достопримечательности. Путешествие поездом, самолетом, на велосипеде, машине, пароходе.

Аудирование.

Учащийся должен понимать на слух иностранную речь, произносимую в нормальном темпе, как при непосредственном общении, так и со слуха, опираясь на знание предусмотренных программой грамматических, лексических и словообразовательных явлений. Прослушивание однократное при непосредственном общении и двукратное – с магнитной ленты (аудиозаписи), если текст содержит не более 5% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться благодаря контекстуальной догадке. \

Чтение

Учащийся должен уметь читать на немецком языке художественные тексты опираясь на знание предусмотренных программой грамматических словообразовательных и лексических явлений, содержащие не более 5% незнакомой лексики; четко, выразительно, правильно в звуковом и интонационном отношении читать вслух текст, содержащий в основном усвоенный лексический и грамматический материал: читать про себя и понимать художественный текст, уметь при чтении охватывать общее содержание прочитанного, уметь при чтении выделить главную мысль; уметь членить текст на главное и второстепенное.

 

Письмо

Учащийся должен уметь писать диктанты, опираясь на знания правил графики и орфографии, пунктуации (объем до 100 печатных знаков), писать пересказы фабульных текстов.

Формирование языковых навыков

Фонетика

Немецкие гласные и согласные в потоке речи (повторение и систематизация). Словесное ударение в словообразовательных моделях, предусмотренных программой 2-го курса обучения. Произношение географических названий. Логическое ударение. Интонация сложноподчиненных предложений, интонация предложений, содержащих инфинитив с zu.

Грамматика.

- Глагол. Образование, употребление и спряжение глаголов в прошедшем времени (PräteritumundPlusquamperfekt);

- Артикль. Употребление нулевого артикля;

- Существительное. Образование множественного числа существительных;

- Прилагательное. Склонение прилагательного. Субстантивированные прилагательные;

- Причастие I. Функции. Образование.

- Глагол. Страдательный залог (StativPassiv).

- Конструкция sein+zu+Infinitiv.

- Инфинитивныеконструкции um zu, ohne zu, statt zu.

- Наречие. Основные виды наречий. Степени сравнения наречий.

- Сложноподчиненное предложение дополнения, условия, определения, цели, времени. Косвенный вопрос.

- Местоимение. Неопределенные местоимения jemand, jeder. Отрицательные местоимения niemand, keiner.

Основные требования к уровню учащихся, прослушавших данный курс

В результате изучения немецкого языка на данном этапе учащийся должен владеть орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах требования программы данного уровня и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации в форме устного и письменного общения.

К концу обучения на данном этапе учащийся должен:

- правильно использовать разнообразные  акценты и интонации;

- владеть подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, а также диалогической речью в ситуациях профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала;

- уметь понимать на слух монологическую и диалогическую речь на языке оригинала, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;

- уметь четко, выразительно и интонационно верно читать тексты на языке оригинала, правильно расставляя ударения и акценты; владеть всеми видами чтения;

- владеть умениями письма в пределах изученного языкового материала.